Очень я люблю строки типа: «И вот, начитавшись
Толкина, молодёжь всколыхнулась и прянула к истокам стала мастерить
луки, мечи и кольчуги, назвалась эльфийскими и орочьими именами, ушла в леса и
принялась отыгрывать всякие-разные приключения ». Вот прямо
так, с нуля и ни с того ни с сего. По одному только наитию, исходящему от Профессора.
И ведь как играют! Чтоб заклинанье слово в слово, без акцента,
чтобы обряд был правильный, не кое-как, чтоб зверь себя вёл
строго по-звериному, чтоб жизненная сила не бралась из ниоткуда,
а чип мяса и чип кваса хоть и не настоящие, но если ты не съел, не выпил
умер. Странно отчего это такие строгости?..
Дальше больше; завелись вселенцы. И не студент уже ты, и
не Коля, и не Настя, а назгул-кольценосец. Наличный пол не
суть важен, главное какой герой в тебя внедрился; и Настя
вещает от лица героя хриплым басом и непринуждённо смолит Captain Black,
хотя в цивиле курева на дух не переносит. А Коля так лихо шпарит на нездешнем
языке, что поневоле вспомнинаются «Деяния святых апостолов»:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и
наполнил весь дом и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,
и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и
начали говорить на иных языках» (2, 1-4)
Я не зря так длинно цитирую и не просто так выделил стих 4. Как говорил
Винни-Пух «Это жжжжжж неспроста».
Ученик Павла евангелист Лука, писавший это в Риме в 63 г. (а даже если
и не он, а некто неизвестный в конце II века, как говорит наука
всё равно тексту не меньше 1800 лет!) описал не что иное, как старый добрый
шаманский «приход» нисхождение духа на избранников
и обретение избранниками новых свойств. Наравне с апостолами и любой шаман
мог смело заявить: «А сейчас в меня войдёт Лесной Батюшка Медведь!»
и зарычать по-медвежьи но и это не предел! Став
Крылатым Медведем (вар. Восьминогим Лосем, Рогатой Рыбой),
шаман со свистом уносился на Седьмое Западное Небо, в мир мёртвых Млых,
сражался с враждебными духами и т.п. И даже не 1800, а три и трижды три
раза по столько лет уже минуло с той древней поры, а Настя с Юлей, залудив
по литру кофе, из обычной корявой квартиры в каком-нибудь
переулке им. Героев-Космонавтов стартуют в Роботрон и общаются
металлическими голосами «Ну что, брат Триггерус, не вынести
ли нам Макровируса с его товарищи?». А Коля с Пашей глючат чуть ли
не в подъезде, высасывая подмокшие сигареты и пролагая себе путь в астрал
глотками «Балтики» «А я вчера был за Рекой
Смерти, и сегодня снова пойду айда со мной?». И они летят
сквозь стены, обрастая доспехами и амулетами, обретая знание языка трав
и песен сидов.
Никотин, кофеин и этиловый спирт конечно, не чета шаманским
мухоморам и поганкам, но по нашей скудости сойдёт. Однако это
далеко не главное
У Майринка есть чудесный рассказ об имитации. Воспроизведи, повтори своим
телом странную позу статуэтки и тебе откроется канал в запредел.
Оденься эльфом станешь эльфом. Пролей воду будет
дождь. Покажи полной луне кошелёк монеты, круглые, как луны,
наполнят его. Выполни обряд по правилам, призови по канону нездешние силы
и случится чудо Имитация, зримое уподобление закон магии.
Поняв его однажды (это случилось не вчера), люди дружно кинулись в уподобления.
Шаман одевал рогатую корону и становился оленем, пришивал
к кафтану железные бляхи-груди и становился женщиной
(женщина как шаманка сильней). Одеяние фараона повторяло одеяние
Осириса и наоборот. В раннем, очень раннем Средневековье были
проекты повторить в монашеском наряде ангельский догадываетесь,
зачем?.. А рясы, волосы и бороды наших попов? Оглянитесь на изображение
Бога-Отца, Царя Небесного! Вы можете себе его представить
бритым, стриженым и в курточке до пупка?.. Это образ, и принявший
его сопричащается силы и свойств того, чей образ он взял. Это мистерия,
таинство преображения.
Чтоб перейти на Ту Сторону, по калинову мосту через реку Смородину, мало
вдохновения и возбуждения надо принять образ, внешне стать
«другим». Надо знать сюжет, законы и язык иного мира. И
и перед нами проходят длинной чередой сатурналии, луперкалии, моралитэ,
дьяблерии, карнавалы, ряженые и моритаты. Люди серьёзно, повторяя наряды
и слова квэнты, играют в богов и героев, уподобляются им, умирают и побеждают.
От древнейших времён через античность в Средневековье и далее
в наш век с его упрямо продолжающимися действами по «Рамаяне»
и «Махабхарате», с латиноамериканскими пасхальными обрядами
(где бичевание, крестный путь, распятие и воскресение), с
его ролевыми играми длится непрерывная традиция. Суть её проста
надо отыграть. Сказители-улигершины пели «Гэсэра»
не для праздной потехи, а перед большой охотой, дальним походом, для исцеления
больных; пели самозабвенно, перевоплощаясь в героев и Гэсэр
вновь побеждал злодея Гал-Нурман-хана и детоубийцу Шэрэм-Мината,
потому что священная победа над Смертью и Злом должна повторяться, напоминаться
и воспроизводиться вновь и вновь этим в мире поддерживается
присутствие и торжество Жизни и Добра. Осирис и Христос должны воскреснуть,
Сет и Сатана должны быть повержены, царь обезьян Сунь Укун должен перебить
всю мразь своим железным посохом, маньяк Синяя Борода должен быть казнён,
а унылый Пост и Зима должны уступить Весне и Пасхе, и если это не отыграть
вовремя, с чувством, искренне и правильно мир померкнет, и
не будет в нём счастья, и перестанут родиться дети, и воцарятся тьма,
зло и погибель. Одевая бутафорские тернии, изображающий Христа мексиканец
становится Христом и приносит себя в жертву на кресте, вновь искупая
весь род людской от геенны. Игра?! Нет битва! И чем глубже
сюжет проникает в душу игрока, чем сильней уподобление тем
весомей победа в бою, тем ярче солнце, тем короче тени. И недаром, играя
в «войну», мало кто хотел быть на игре «фашистом»
фашисты были обречены на поражение! Думаете, беготня по дворам
с деревянными автоматами это понарошку? Нет, это дети
по младости лет куда более близкие к понятиям предков сами
не осознавая, отыгрывали ту, знаменитую, нашу Победу чтоб
фрицы опять кричали «Гитлер капут!», а над рейхстагом развевался
красный флаг. Ребячьи синяки и ссадины были искупительной заменой солдатских
ран. Да, игра имитация, но её древняя магия учит любить Родину
и ненавидеть врага. Одними словами это не передашь нужно уподобление.
За традицию я спокоен с ней ничего не станется. Она была,
есть и будет, и её продолжение ролевиками просто шаг из прошлого
в будущее. Ролевики повинуются не чарам Профессора, а властному, почти
подсознательному по глубине зову предков и многовековой наработке, уходящей
в шаманскую мглу прошлого. Но что-то случилось с миром, что-то сместилось
в сознании и, наблюдая этот сдвиг, невольно спросишь, как
у домового ночью «К добру или к худу?». К худу,
я думаю. Вслед за апостолом Павлом (как бы мне не был противен этот автор
лозунга «Рабы да повинуются господам своим») спрошу: «Какое
может быть согласие между Христом и Вельзевулом?». Вполне рукотворные
(они родом из прикладной психотроники и «пеногашения») новейшие
теории незлобливого прощения, согласия и примирения, как личинки глистов,
проникают в мозг, и горе нам! я слышу от здоровых
вроде бы ролевиков телевизионные лозунги: «Всё будет хорошо!»,
«Не надо быть таким категоричным!», «Прощать
это счастье!», «Истина рождается в дискуссии», «Нет
ни Добра, ни Зла» Да где, в какой квэнте, в каком народном
эпосе или сказке вы видели, чтобы герой дискутировал с людоедом или в
порядке плюрализма мнений признавал принципиальную допустимость точки
зрения такого оппонента?! А ещё неплохо бы обильной болтовнёй склонить
к добру Князя Тьмы Интересно, применяются ли эти принципы на игре?
и что бы сказали простодушные игроки средневекового моралитэ на призыв
«Вот упырь давайте-ка его простим и поймём! Ему ведь
тоже надо жить и нашу кровушку сосать »? По-моему,
нечисть понимает лишь язык осинового кола и серебряной пули.
Я настойчиво рекомендую всем вернуться к тому, с чего культура начиналась
к ясной простоте взглядов. Надо вновь обрести верную дорогу
она, как истина, одна, и нахожена задолго до нас. Прямой путь проложен
через века, по закону искусства, и отклонение от него ведёт прямо в болото.
Добро всегда побеждает Зло, иначе Игра теряет цель и смысл, утрачивает
сакральность и превращается в примитивный пригородный туризм, прикрывающий
собой большую пьянку на свежем воздухе.