...Не так давно, в 1988 г., в издательстве «Мысль» вышла книга чешских
ученых Ренаты и Ярослава Малины «Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает
тайны древних эпох». В ней даются некоторые сведения о том, как археологи
разных стран мира проводили эксперименты с разного рода копиями древних
памятников материальной культуры человека. Там рассказывается, как могли
древние люди каменными топорами валить лес, с помощью примитивных орудий
обрабатывать землю, строить дома и т. д. Повествуется также и об испытаниях
древних луков.
Но, честно говоря, прочтение этой книги, и раздела о луках в частности,
оставило двойственное впечатление. С одной стороны, в книге действительно
приводится много весьма полезных сведений, но с другой — иной раз натыкаешься
на явные несуразицы. Трудно сказать, в чем здесь причина, но, очевидно,
дело в не совсем верном переводе (жаль, что у нас не было под руками чешского
оригинала). Мы сочли нужным привести полностью тот отрывок, который посвящен
лукам, сохраняя при этом стиль перевода и снабжая текст нашими комментариями,
которые мы сочли уместными сделать:
«С появлением лука значительно улучшилась техника охоты, что подтвердили
и эксперименты. Именно здесь экспериментальной археологии очень помог
индеец Иши (последний калифорнийский индеец, единственный оставшийся в
живых из большого племени, согнанного золотоискателями со своего места,
который, спасая жизнь, вынужден был выйти в начале XX в. в большой город;
его выходили антропологи Альфред Л. Кребер и Томас Т. Уотерман, после
чего он стал сторожем антропологического музея в Беркли. — Авт.)[Любопытно,
что сам Иши (единственный зафиксированный среди индейцев случай!) стрелял
из лука «по-монгольски», натягивая тетиву большим пальцем. Правда, защитное
кольцо ему не было известно, но оно и не требовалось для применяемых им
простых, относительно слабых луков.]. Он научил доктора Секстона Поупа
искусству лучника, который его применил при проведении обширного сравнительного
эксперимента. Он использовал несколько типов луков, изобретенных в разных
местах и в разное время. Поуп тестировал дальность полета стрелы, силу,
необходимую для натягивания тетивы, различные материалы, из которых были
изготовлены детали лука и стрелы, силу удара и развитую силу пущенной
стрелы.
Силу, необходимую для натягивания тетивы и пуска стрелы, он определял
натягиванием тетивы на расстояние 71 см от центра внутреннего изгиба лука
с помощью пружинных весов. Средний лучник не может натянуть тетиву больше
чем на 73 см, что представляет собой примерно расстояние от вытянутой
левой руки к изогнутой правой. Большая часть тестированных индейских луков
требовала натягивания на расстояние 65 см. При пуске стрелы сотрудники
Поупа применяли английский и сиуский методы. Индейцы сиу кладут все пальцы
на тетиву, а стрелу пускают из сжатых большого и указательного пальцев.
По английскому же способу тетиву натягивают указательным и безымянным
пальцами, а стрела находится между указательным и средним пальцами. Большой
палец свободен, Испытывали также луки апачей из орехового дерева, луки
чейенов из ясеня, татарские и турецкие луки, сделанные из комбинаций различных
материалов — рога, металла, дерева, сухожилий, полинезийского из твердого
дерева, английские луки из тиса. Эксперименты с тисом показали, что у
чуть покрасневшей древесины большая сопротивляемость, чем у белой. Но
белая обладает чрезвычайной эластичностью и поддается изгибу в два раза
больше, чем луки из других материалов.
Тетивы изготовили из льняной, хлопковой и шелковой пряжи, а также из
овечьих кишок. Было установлено, что самые крепкие тетивы — ирландские
льняные с сечением 3 мм, сплетенные из 60 скрученных волокон.
С некоторыми другими данными о применявшихся луках и результатами, которых
достигли сотрудники Поупа, вы можете познакомиться из следующей таблицы
(мы полагаем, что графа этой таблицы под названием «Масса лука» должна
на самом деле звучать как «Усилие натяжения лука», что сделало бы эту
таблицу более осмысленной. — Авт.)*: