Приемы действия копьем в рыцарском бою особым разнообразием почти никогда
не отличались. Поначалу, когда рыцарские копья еще не были столь тяжелы,
рыцари действовали ими в бою приблизительно так же, как донские казаки
- пиками, то есть наносили ими колющие удары с использованием замахов
или толчков рукой, а также метали. Но уже с XII в. на смену подобной методике
приходит копейный таран, справедливо считавшийся более действенным для
борьбы против защищенного доспехами противника. Копье стали зажимать подмышкой
и, выставив вперед, старались с разгона угодить в голову или верхнюю часть
корпуса неприятеля, так что при удачном попадании противник в лучшем случае
просто вылетал из седла, оглушенный или контуженный, а в худшем - оказывался
пронзенным насквозь1. А при таком однообразии техники, надо
сказать, меткость ударов была поразительная. На турнирах рыцари поддевали
"на острие копья кольца (что, кстати, с успехом повторяют и современные
любители старинных воинских искусств в европейских странах), на полном
скаку поражали противника в шлем, в щель забрала или верхнюю часть корпуса
по стыку между пластинами лат. А иногда умудрялись ударить копьем так,
что срывали шлем с головы противника.
Если же неприятель очень крепко сидел в седле и не слетал с коня даже
после такого удара, то, вонзив копье в щит и действуя им как рычагом,
рыцарь мог просто спихнуть врага на землю.
На Акильяна граф копье наставил,
В щит угодил, пробил навершье с маху,
Прорезал и рассек блестящий панцирь,
Вонзил свое оружье в тело вражье,
Нажал на древко, спешил супостата2...
("Песнь о Гильоме Оранжскош")
Правда, в случае особой надобности копьем можно было наносить и разного
рода толчковые или круговые удары.
Обрушил тут Эрек свое (копье. - Авт.)
На желтый шит врага с размаха, Вонзил его повыше паха,
Где сталью не прикрыт живот.
Он повернул копье и с силой
Ударил Кея, но древком.
Кей с длинным выступал щитом:
Удар туда, где шит широк,
Пришелся и задел висок...
... Чтоб не замахиваться даром;
Двоих сразил одним ударом,
Копье из ясеня сломав3.
("Эрек и Энида")
Кроме того, спешенные рыцари часто использовали свои копья в качестве
пик, как, например, в битве под Земпахом.
А испанцы, сочетавшие европейскую технику копейного боя с "мавританской",
применяли финты и отбивы древком, в ближнем бою перехватывали копье вплотную
к наконечнику и кололи снизу, под щит; вращали древко над головой, нанося
удары, в т. ч. и обратной его стороной (на. которой иногда крепился дополнительный
наконечник!), и т. д.
Не следует, однако, думать, что, кроме копья, рыцарями никакое другое
оружие подобного типа не признавалось. Они отнюдь не были консерваторами
в военном деле. Известно, что, например, испанские рыцари во времена реконкисты
применяли дротики для борьбы с маврами (да ведь и "основное оружие"
- длинные копья - они метать умели), а братья рыцари Тевтонского ордена,
включая, кстати, и высших иерархов, использовали позаимствованные у своих
литовских противников легкие копья-сулицы. Ян Длугош в своей "Хронике",
описывая Грюнвальдскую битву, указывал, что однажды поляки чуть было не
приняли отряд орденских рыцарей за своих литовских союзников - так велико
было количество сулиц в немецком войске. Там же Длугош приводит описание
поединка между польским рыцарем, вооруженным рыцарским копьем, и тевтонцем,
вооруженным сулицей:
"Добеслав из Олесницы... один погнал коня на врага, потрясая копьем;
против него выехал из прусского войска крестоносец, ведший конные хоругви
и пешие отряды, и, поскакав навстречу Добеславу, ехавшему на него, отбил
кверху копье, направленное Добеславом, своей метательной сулицей, пропустив
копье над головой, так как сперва Добеслав Олесницкий метнул копье (так
в переводе; подлинный смысл фразы, видимо, таков: "Оленицкий первым
ПУСТИЛ В ХОД свое копье", - Авт.),, которого крестоносец избежал
одним небольшим отклонением и опущением головы, - даже подняв свое копье
вверх, - и тем увернулся от удара Добеслава, пытавшегося его поразить.
Добеслав же, видя, что промахнулся, и считая безрассудным сражаться со
всем вражеским отрядом, поспешно поскакал назад, к своим. Крестоносец
погнался за ним, пришпорив коня, и, в свою очередь размахнувшись, пустил
гибельное копье в Добеслава и нанес коню Добеслава сквозь покрытие (которое
мы называем kropyerz) рану в бедро, однако не смертельную, затем он ускакал,
чтобы не быть, в свою очередь, захваченным польскими рыцарями..."
В качестве комментария к этому отрывку следует, пожалуй, добавить, что,
по мнению многих польских ученых, вышеупомянутым крестоносцем был не кто
иной, как сам гроссмейстер Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген, которому
к тому времени исполнилось уже пятьдесят лет.
1 Если учесть, что эффект этого удара достигался за счет не
столько мускульной силы самого рыцаря, сколько от общей массы всадника,
лошади и снаряжения, что осуществлялось благодаря весьма крепкой посадке,
особой конструкции рыцарского седла с высокими луками, то сила такого
тарана была поистине гигантской. По современным подсчетам, вес удара в
момент столкновения мог достигать 10 тонн. Не удивительно, что, если при
сшибке один из противников не падал (иногда - вместе с лошадью!), то копейные
древка обычно переламывались.
2 Далее из текста становится понятным, что был спешен именно
живой противник, а не мертвец.
3 Здесь, вероятно, подразумевается удар копейным древком,
удерживаемым двумя руками и развернутым поперек движения коня, выбивающий
из седел одновременно двоих противников.