Поиск по украинским ролевым сайтам

 Статьи
Теория ролевых игр

Как начать игру? Установочный сценарий

автор: С. Бирюков

Прежде чем читать нижеизложенный материал, вспомните, как начинается большинство игр. Взять хотя бы пресловутые ХИ. После того, как мастера думают, что великое действо началось, проходит время, возрастающее пропорционально масштабу игры. В лучшем случае начало фиксируется общим сбором, на котором объявляется промежуток времени, в течение которого идет игра. Не подлежит сомнению, что такая практика приводит к усложнению входа игроков в игру. Крики типа «Игра началась!?» отнюдь не стимулируют игрока к вхождению в образ и включению в ход событий. А на самом деле начало игры очень часто предопределяет ее дальнейшее развитие. Очевидно, можно и нужно этим пользоваться! Один из способов воздействия мастера на игру широко применяется некоторыми клубами — это установочный сценарий.

Установочный сценарий — это сценарий, который разрабатывается для установки игроков на игру и ее запуска. Другими словами, это первый эпизод игры, который проводится мастерами по определенному театральному сценарию.

Для демонстрации можно привести простой пример. Часто создают игры, где стараются отобразить культуру феодальной Европы. Символом того времени являются турниры, и часто они проходят в ходе развития сюжета, но если турнир провести в начале игры, да так, чтобы участники увидели на нем, кто есть кто, одни успели подружиться, другие начали заключать союз, третьи — сделки, прозвучали интрижные тайны как некие завязки, то это и будет установочный сценарий, после которого игра начнет быстро раскручиваться.

Данный пример, если его не дорабатывать, показывает, что в данном случае установочный сценарий фиксирует начало игры, создание определенного антуража. Но это больше заслуга моделирования, если есть хорошие театральные мастерские игроки, настраивающие на определенный стиль общения, поведения и т. д; оконкречивание персонажей. Но этим не ограничивается роль установочного сценария. Для обобщения постараемся выделить те функции, которые в идеале должен выполнять установочный сценарий. Это:

  1. Фиксация начала игры.
  2. Оконкречивание персонажей.
  3. Запуск узла алгоритма.
  4. Показ возможностей игрокам.

Рассмотрим конкретный пример установочного сценария, примененного на одной из игр Владимирского клуба. Представим племя, находящееся на первобытнообщинном уровне развития, поддерживающее нейтралитет а фоне войны двух других племен. Причем все магические эксперименты последних отражаются напрямую на рассматриваемом племени. При создании установочного сценария учитывались все вышеперечисленные функции. Установочный сценарий начинается со сбора племени по поводу убийства вождя (фиксация начала игры). Собирает совет сын вождя, который, по вводной, получил от отца предупреждение о том, что в племени может находиться некий «черный адепт» (племя «сидит» на некотором источнике «божественной силы»). Новый вождь начинает допрашивать всех, вычисляя «маньяка»(оконкречивание персонажей). Тут же откровение Богов о неизбежности гибели всего доброго и светлого, если «адепт» дорвется до божественного источника (завязка алгоритма «Маньяк»).

Дальше жрица предлагает «скинуться» и воззвать к богам, спросив — «кто убийца?» И где-то в это же время приходят последствия магического эксперимента, который можно расценить как начало «конца света», если его последствия не будут нейтрализованы. Таким образом, демострируются возможности игроков. Все! Установочный сценарий прошел.

Теперь представьте, что все это происходило в течение 15 минут — игра набрала высокий темп, и сценарий, даже если его не поддерживать, некоторое время продержится. Если говорить приближенно, то, готовя установочный сценарий, мастер находит нити, по которым могут пойти игроки, и завязывают их в узлы, а также помогает игрокам найти эти нити. Вводные не имеют такого эффекта, как установочный сценарий, из-за его высокой наглядности. Установочный сценарий можно даже рассматривать как продолжение вводной, и не надо бояться давать игрокам прямую наводку: «Если раб на установочном сценарии не упадет перед тобой на колени — высеки его плетьми», — ведь в данном случае мастер просто помогает игроку лучше понять свою роль, показывая возможности положения, а для рабов происходит оконкречиваие персонажа хозяина и стиля поведения перед ним.

Эти функции наряду с «фиксацией начала» довольно просты в отличие от «запуска узла». Запустить узел — это значит связать воедино все факторы, чтобы послужить дальнейшему его развитию. Например, для запуска алгоритма «маньяк» необходимо два фактора: атмосфера всеобщего подозрения и необходимость вычислить маньяка. В вышеназванном примере эти факторы задает «глас богов», подтверждая, что убил человек из племени, и он будет убивать дальше, если его не обезвредить. Другими словами, узел алгоритма — это начальный набор факторов, необходимых для дальнейшего его развития, что и должно закалываться в установочном сценарии.

В целостном своем варианте установочный сценарий должен представлять собой коротенькое театральное действо с лихо закрученным сюжетом, но без определенной развязки. Ведение игры со знанием дела, с учетом всех закономерностей — дело людей творческих. Так что, дерзайте, и вы узнаете настоящую радость создателя, узнавая в творении ту идею, которую вы закладывали!