Поиск по украинским ролевым сайтам
Предложить сайт для поиска

 Статьи


История

Католицизм

Католицизм (римско-католическая церковь) - одна из конфессий христианства. Термин "католицизм" происходит от греческого слова katholikein, озна-чающего "всеобщий", "универсальный".

Римско-католическая церковь - самая большая единая христианская организация. Центр католицизма - государство-город Ватикан, глава - Папа Римский. Главный храм - собор Святого Петра в Риме (на территории Ватикана). Последователи католи-цизма признают Римского Папу высшим авторитетом в делах веры.

Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенно-сти католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием):

  • добавление к "символу веры" (в догмат Троицы) филиокве
  • наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы
  • резкое разграничение между клиром и мирянами целибат

Церковь оказала глубокое влияние на развитие европейской культуры, способство-вала влиянию европейской культуры на другие цивилизации. По состоянию на конец 90-x годов XX века, количество последователей католической церкви достигло при-мерно миллиарда людей (около 52% всех христиан или 16% населения Земли). Католи-цизм широко распространён в Европе и Латинской Америке, а также в других частях света.

По сведениям, опубликованным в Ватиканском Ежегоднике ("Annuario Pontificio") за 2001 год, в 2000 г. половина всех католиков жило в Америке, 27% в Европе, 12% в Африке, 10% в Азии, 1% в Австралии и Океании.

Католические ордена:

  • Августинский орден
  • Доминиканцы
  • Иезуиты
  • Тамплиеры (см. статью Рыцарские ордена)
  • Тевтонский орден
  • Францисканский орден

 

Тевтонский Орден

Официальное название на латинском языке (т.к. эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви) Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Второе официальное название на латинском языке Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem На русском - Тевтонский Орден. На немецком полное название - Bruder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem -первый вариант сокращенного названия на немецком - Der Teutschen Orden - распространенный в немецком вариант - Der Deutsche Orden. На английском языке - The Teutonuc Order of Holy Mary in Jerusalem. На французском - de L'Ordre Teutonique our de Sainte Marie de Jerusalem. На чешском и польском языках - Ordo Teutonicus.

Высшие руководители в Ордене в различных обстоятельствах и в различные вре-мена носили следующие наименования (титулы): Meister. На русский язык переводится как "мастер", "руководитель", "глава". В русской исторической литературе обычно употребляется термин "магистр". Gross Meister. На русский язык переводится как "ве-ликий мастер", "большой мастер", "высший руководитель", "верховный вождь". В рус-ской исторической литературе обычно употребляется само немецкое слово в русской транскрипции "Гроссмейстер" или же "Великий магистр". Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen. Этот длинный титул можно перевести как "Администратор Главномагистрата в Прус-сии, магистр тевтонского Ордена в тевтонских и подконтрольных Землях (Областях)". Hoch- und Deutschmeister. Можно перевести как "Верховный магистр и магистр Герма-нии" Hochmeister. Можно перевести на русский как "Великий магистр", но чаще упот-ребляется в транскрипции как "Хохмейстер"

Другие старшие руководители в Ордене: Kommandeur. В русском языке использу-ется термин "командор", хотя суть этого слова значит "командующий", "коман-дир".Capitularies. На русский язык не переводится, транскрипируется как "капитульер". Суть титула - руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии). Rathsgebietiger. Можно перевести как "член Совета".Deutschherrenmeister. На русский не переводится. Означает примерно "Главный магистр Германии".Balleimeister. На русский можно пе-ревести как " магистр имения (владения)".

Иные титулы на немецком языке: Fuerst. Переводится на русский как "князь", но для обозначения иностранных титулов подобного ранга часто используется слово "гер-цог".Kurfuerst. Переводится на руссский язык как "великий князь", но также в русской ист.литературе используются слова "эрцгерцог", "курфюрст".Koenig. Король. Herzog. Герцог Erzherzog. Эрцгерцог

Девиз Тевтонского Ордена: "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).

Предтечей Ордена была больница, основанная немецкими паломниками и рыцаря-ми крестоносцами между 1120 и 1128 годами, но разрушенная после падения Иеруса-лима в 1187 году во время второго Крестового похода.

С прибытием двумя годами позже рыцарей третьего Крестового похода (1190-1193 гг.), многие их которых были немцы, новая больница была сформирована возле сирий-ской крепости Сен Жан д'Акр (Acre) для воинов которых ранили во время осады (прим.переводчика - крепость в русской ист.литературе именуется Акр, Акра, на анг-лийском языке Acre. Была взята рыцарями в 1191 году). Больница была построена на земле Святого Николаса из досок и парусов судов, которые транспортировали участни-ков похода к Святой Земле. (Создатели больницы капеллан Conrad и каноник Вурхард. Прим. переводчика). Хотя эта больница не имела никакой связи с более ранней боль-ницей, ее пример, возможно, вдохновил их восстановить христианское правление в Ие-русалиме. Они восприняли имя города как часть своего названия, наряду с богомате-рью Марией, которую считали главной покровительницей Ордена. Рыцари позже про-возгласили покровительницей также Святую Элизабет из Венгрии после ее канониза-ции в 1235 году, и по обычаям многих рыцарей также провозгласили своим патроном Святого Иоанна, как патрона благородства и рыцарства.

Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из не-мецких рыцарских руководителей князем Фридрихом из Швабии (Furst Frederick von Swabia) 19 ноября 1190 года , и после взятия крепости Акра основатели больницы на-шли ей постоянное место в городе.

По другой версии - во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капел-лан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоанни-тов.

Римский папа Клемент III утвердил Орден как "fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae" своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духов-но-рыцарский Орден.

На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

За несколько лет Орден развился как Религиозные Вооруженные силы, сопостави-мые с Орденом Госпитальеров и Орденом Тамплиеров (прим.переводчика -последний известен также под названием Ордена св.Храма или храмовников), хотя первоначально подчинялся магистру больницы (Der Meister des Lazarettes). Это подчинение было под-тверждено буллой Римского папы Григория IX от 12 января 1240 года под названием "fratres hospitalis S. Mariae Theutonicorum in Accon". Германский характер этого нового госпитального Ордена и защита его германским императором и германскими герцогами давал ему возможность постепенно утверждать фактическую независимость от Ордена Иоаннитов (прим. переводчика - известного также под названием госпитальеров). Пер-вое имперское постановление исходило от германского короля Otto IV, который взял Орден под свою защиту 10 мая 1213 года, и это сопровождалось почти немедленно дальнейшим подтверждением королем Иерусалима Фридрихом II 5 сентября, 1214 го-да. Эти имперские подтверждения усиливали независимость Тевтонских рыцарей от Госпитальеров. В середине четырнадцатого столетия эта независимость была подтвер-ждена Папским престолом.

Приблизительно сорок рыцарей были приняты в новый Орден при его основании королем Иерусалима Фридрихом из Швабии (Frederick von Swabia), который выбрал их первого магистра от имени Римского папы и императора.(От переводчика. На рисунке герб магистра Ордена). Рыцари нового братства были должны быть немецкой крови (хотя это правило не всегда соблюдалось), что было необычным для Орденов кресто-носцев основанных в Святой Земле. Они были выбраны из людей благородного класса, хотя это последнее обязательство формально не было включено первоначально в пра-вило. Их униформой была синяя мантия (плащ), с черным латинским крестом, носимая поверх белой туники, признанная патриархом Иерусалима и подтвержденная Римским папой в 1211 году. (От переводчика.- На рисунке латинский крест, носимый рыцарями Тевтонского Ордена на плащах)

Волны Немецких рыцарей и паломников, которые участвовали в третьем Кресто-вом походе, принесли значительное богатство новой Немецкой Больнице как новичкам. Это давало возможность рыцарям приобрести поместье Joscelin и вскоре построить крепость Монфорт (Montfort) (потерянную в 1271 году), конкурент большой крепости Krak des Chevaliers. Не столь многочисленные в Святой Земле по сравнению с Там-плиерами Тевтонские рыцари, тем не менее, обладали огромной властью.

Первый магистр Ордена Генрих фон Валпот (Heinrich von Walpot) (умер в 1200 го-ду), был родом из Рейнской области (Rhineland). Он составил первые уставы Ордена в 1199 году, которые были утверждены папой Инокентием III в булле "Sacrosancta romana" от 19 февраля 1199 года. Они разделили членов на два класса: рыцарей и свя-щенников, которые были обязаны принять три монашеских обета - бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими. В от-личие от рыцарей, которые с начала тринадцатого столетия были должны доказать "древнее благородство", священники были освобождены от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении святой мессы и других религиозных служб, прича-щать рыцарей и больных в больницах и следовать за ними как медики на войну. Свя-щенники Ордена не могли стать магистрами, командорами или вице-командорами в Литве или Пруссии (т.е. там, где велись боевые действия. Прим.переводчика), но могли стать командорами в Германии. Позже к этим двум рангам был добавлен третий класс - обслуживающий персонал (Сержанты, или Graumantler), которые носили подобную одежду, но более серого оттенка, чем чисто синий и имели на одежде только три части креста, чтобы указать, что они не были действительные члены братства.

Рыцари жили вместе в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели денег в количестве не более, чем достаточно. Их одежда и броня были аналогично про-сты, но практичны, они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми. Магистр - титул гроссмейстера появился позже - был избираем, как в Ордене Иоаннитов, и как в других Орденах его права были огра-ничены рыцарями. Представитель магистра, (главный) командор, которому были под-чинены священники, управлял Орденом в его отсутствие. Маршал (главный) также подчиненный магистру, был начальником в команде рыцарей и обычных войск, и был ответствен за обеспечение их, с тем чтобы они были должным образом экипированы. Госпитальер (главный) отвечал за больных и раненых, драпиер был ответствен за строительство и одежду, казначей управлял имуществом и финансами. Каждый из этих последних руководителей избирался на короткий срок, сменяясь ежегодно, Поскольку Орден распространялся по Европе, стало необходимо назначить провинциальных маги-стров для Германии, Пруссии и позже Ливонии с соответствующими главными руково-дителями.

Валпота сменил Otto von Kerpen из Бремена и третьим был Herman Bart из Голь-штейна, что говорит о том, что рыцари Ордена происходили из всех уголков Германии. Наиболее выдающимся ранним магистром был четвертый, Herman von Salza (1209-1239) из под Мейсена который своими дипломатическими мерами значительно укрепил престиж Ордена. Его посредничество в конфликтах между Римским папой и императо-ром Священной Римской империи обеспечивали Ордену покровительство обоих, уве-личивая число рыцарей, давая ему богатство и имущество. В течение его управления Орден получил не меньше чем тридцать два Папских подтверждения или предоставле-ния привилегий и не менее тринадцати имперских подтверждений. Влияние магистра Сальца простирались от Словении (тогда Штирия), через Саксонию (Тюрингию), Гес-сен, Франконию, Баварию и Тироль, с замками в Праге и Вене. Имелись также владе-ния у границ Византийской Империи, в Греции и в теперешней Румынии. Ко времени его смерти влияние Ордена простиралось от Нидерландов на севере к западу от Свя-щенной Римской империи, на юго-запад к Франции, Швейцарии, дальше на юг к Испа-нии и Сицилии, и на востоке до Пруссии. Сальц получил золотой крест от короля Ие-русалима как знак своего главенства , после выдающегося поведения рыцарей в осаде Damietta в 1219 году .

Имперским распоряжением от 23 января 1214 года гроссмейстеру и его представи-телям были даны права Имперского Суда; как владельцы непосредственных феодаль-ных владений они пользовались местом в Имперском Совете в княжеском ранге с 1226/27 года. Княжеский ранг впоследствии присуждали магистру Германии и, после потери Пруссии, магистру Ливонии.

Присутствие Ордена в средневековой Европе давало возможность ему играть су-щественную роль в местных политических событиях. Несмотря на ограничение при-надлежности к Немецкой аристократии, немецкое правление распространилось в Ита-лию, и особенно в Сицилию при германских королях Генрихе VI и Фридрихе II Барба-росса, который учреждал женские монастыри Ордена в местах, отдаленных от Герма-нии. Сицилия управлялась сарацинами до ее завоевания норманнской династией Hauteville, но с крахом этой династии она попала под власть германских герцогов.

Первая Тевтонская больница Святого Томаса на Сицилии была подтверждена гер-манским императором Генрихом VI в 1197 году, и в том же самом году император и императрица удовлетворили просьбу рыцарей о владении церковью Santa Trinita в Па-лермо.

Тевтонские рыцари первоначально утвердились в Восточной Европе в 1211 году после того, как Король Венгрии Andrew пригласил рыцарей разместиться на границе Трансильвании. Воинственные гунны (печенеги), которые также досаждали Византий-ской империи на юге, были постоянной угрозой, и венгры надеялись, что рыцари обес-печат поддержку против них. Король Andrew предоставил им значительную автономию в землях для христианской миссионерской деятельности, но их чрезмерные запросы на большую независимость счел недопустимыми, и в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.

В 1217 году Римский папа Honorius III (Хонориус III) объявил крестовый поход против прусских язычников. Земли польского князя Конрада из Мазовии были захваче-ны этими варварами и в 1225 году он, отчаянно нуждаясь в помощи, попросил, чтобы Тевтонские рыцари прибыли ему на помощь. Он обещал магистру во владение города Culm (Кульм) и Dobrzin (Добрин) который магистр Salza, принял с условием, чтобы рыцари могли сохранить за собой любые территории пруссов, захваченные Орденом.

Предоставленный императором священной Римской империи магистрам ордена Королевский ранг в 1226/27 годах в " Золотой Булле " давал рыцарям суверенитет над любыми землями, которые они захватывали и фиксировали как непосредственные фео-дальные владения империи.

В 1230 Орден построил на Кульмской земле замок Нешаву, где разместились 100 рыцарей, которые начали нападать на племена пруссов. В 1231 - 1242 было построено 40 каменных замков. Около замков (Эльбинга, Кёнигсберга, Кульма, Торна) образовы-вались немецкие города - члены Ганзы. До 1283 Орден при помощи немецких, поль-ских и др. феодалов захватил земли пруссов, йотвингов, западных литовцев и занял территории до Немана. Война за то, чтобы вытеснить языческие племена только из Пруссии продолжалась, пятьдесят лет. Войну начал отряд крестоносцев, во главе кото-рого стоял ландмейстер Германн фон Балк. В 1230 отряд обосновался в мазурском зам-ке Нешава и его окрестностях. В 1231 рыцари перешли на правый берег Вислы и сло-мили сопротивление прусского племени пемеденов, построили замки Торн (Торунь) (1231) и Кульм (Хелмень, Холм, Хелмно) (1232) и до 1234 укрепились на Кульмской земле. Оттуда Орден стал нападать на соседние прусские земли. Крестоносцы летом старались разорить захватываемую область, разбить пруссов в открытом поле, занять и разгромить их замки, а также в стратегически важных местах построить свои. Когда приближалась зима, рыцари возвращались домой, а в построенных замках оставляли свои гарнизоны. Прусские племена защищались поодиночке, иногда объединялись (во время восстаний 1242 - 1249 и 1260 - 1274), но освободиться из-под власти Ордена им так и не удалось. В 1233 - 1237 крестоносцы завоевали земли памеденов, в 1237 - пагу-денов. В 1238 заняли опорный пункт пруссов Хонеду и на её месте построили замок Балгу (Бальга). Около неё в 1240 была разбита объединённая армия вармских, нотанг-ских и бартских пруссов. В 1241 пруссы этих земель признали власть Тевтонского ор-дена.

Новый поход рыцарей был вызван восстанием пруссов 1242 - 1249. Восстание произошло из-за нарушений Орденом договора, по которому представители пруссов имели право принимать участие в управлении делами земель. Восставшие заключили союз с восточнопоморским князем Свентопелком. Союзники освободили часть Бартии, Нотангии, Пагудии, опустошили Кульмскую землю, но не смогли взять замки Торн, Кульм, Реден. Несколько раз потерпев поражение, Свентопелк заключал с Орденом пе-ремирия. 15 июня 1243 восставшие разбили крестоносцев у Осы (притока Вислы). По-гибло около 400 воинов, в том числе и маршал. На соборе 1245 в Лионе представители восставших потребовали у католической церкви, чтобы она перестала поддерживать Орден. Однако церковь их не послушала, и уже в 1247 огромное войско из рыцарей разных Орденов прибыло в Пруссию. По требованию папы Свентопелк заключил 24 ноября 1248 мир с Орденом.

7 февраля 1249 Oрден (его представлял помощник гроссмейстера Генрих фон Ви-де) и прусские повстанцы в замке Христбург заключили договор. Посредником высту-пил с одобрения папы Римского архидьякон лежский Яков. Договор гласил, что при-нявшим христианство пруссам папа Римский дарует свободу и право быть священни-ками. Крещённые прусские феодалы могли стать рыцарями. Крещённым пруссам дава-лось право наследовать, приобретать, менять и завещать своё движимое и недвижимое имущество. Продавать недвижимое имущество можно было только себе равным - прус-сам, немцам, поморянам, только надо было оставить Ордену залог, чтобы продающий не сбежал к язычникам или другим врагам Ордена. Если у кого-то прусса не находи-лось наследников, его земля переходила в собственность Ордена или феодала, на земле которого он жил. Пруссы получили право подавать в суд и быть ответчиками. Закон-ным браком считался только церковный брак, и только рождённый от этого брака мог стать наследником. Памедены обещали в 1249 построить 13 католических кирх , вармы - 6, нотанги - 3. Они также обязались каждую церковь обеспечить 8 убами земли, пла-тить десятину, в течении месяца крестить своих соотечественников. У родителей, не крестивших ребёнка, должно было конфисковываться имущества, некрещённых взрос-лых следовало выгонять из мест, где живут христиане. Пруссы обещали не заключать договоров против Ордена и учавствовать во всех его походах. Права и свободы пруссов должны были действовать до тех пор, пока пруссы не нарушат свои обязательства.

После подавления восстания крестоносцы и дальше нападали на пруссов. Прус-ское восстание 1260 - 1274 было также подавлено. Хоть 30 ноября у Крюкай пруссы разгромили крестоносцев (погибло 54 рыцаря), до 1252 - 1253 сопротивление вармских, нотангских и бартских пруссов было сломлено. В 1252 - 1253 крестоносцы начали на-падать на сембов.

Крупнейший поход на них под командованием Пржемысла II Отакара произошёл в 1255. Во время похода на месте сембского городка Тванксте (Твангесте) рыцари по-строили крепость Кёнигсберг, вокруг которой вскоре вырос город.

До 1257 были захвачены все земли сембов, а спустя десять лет - и вся Пруссия. Вскоре вспыхнуло Великое прусское восстание, продолжались войны с западными ли-товцами. Укрепление власти Ордена в северо-восточной Европе продолжалась сто шестьдесят лет до начала польско-литовского вмешательства. Этот крестовый поход стоил очень дорого народам и отнял жизни тысяч рыцарей и солдат.

Слияние Тевтонского Ордена с рыцарями Меча (или рыцарями Христа, как они иногда назывались) в 1237 году имело большое значение. Рыцари Меча были меньше количественно, но они были в большей степени военным братством, основанным в Ли-вонии в 1202 году. Основатель Ордена меченосцев - епископ рижский Альберт фон Аппельдерн. Официальное название Ордена - "братья Христова рыцарства" (Fratres militiae Christi). Орден руководствовался законами Ордена Тамплиеров. Члены Ордена разделялись на рыцарей, священников и служащих. Рыцари чаще всего происходили из семей мелких феодалов (больше всего было их из Саксонии). Их форма - белый плащ с красными крестом и мечом. Служащие (оруженосцы, ремесленники, слуги, посыльные) были родом из свободных людей и горожан. Главой ордена был магистр, важнейшие дела ордена решал капитул. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах (1202 - 1208), вторым и последним - Фолквин фон Винтерштаттен (1208 - 1236). На захвачен-ных территориях меченосцы строили замки. Замок был центром административного деления - кастелатуры. По договорённости 1207 2/3 захваченных земель оставалось под властью Ордена, остальная часть передавалась епископам рижскому, эзельскому, дерптскому и курляндскому.

Они первоначально были подчинены архиепископу Риги, но, с объединением Ли-вонии и Эстонии, которыми они управляли как суверенными государствами, они стали достаточно независимы. Бедственное поражение, которое они понесли в битве под Sauler (Сауле) 22 сентября 1236 года, когда они потеряли приблизительно треть своих рыцарей, включая своего магистра, поставило их в неуверенное положение.

Остатки меченосцев в 1237 были присоединены к Тевтонскому Ордену, и его отде-ление в Ливонии было названо Ливонским Орденом. Официальное название - Орден святой Марии немецкого дома в Ливонии (Ordo domus sanctae Mariae Teutonicorum in Livonia). Иногда рыцарей Ливонского Ордена называют ливонскими крестоносцами. Сначала Ливонский Орден был тесно связан с центром в Пруссии. Объединение с Тев-тонским Орденом обеспечило их выживание, и, впредь они имели статус полуавтоном-ной области. Новый магистр Ливонии теперь стал провинциальным магистром Тевтон-ского Ордена, и объединенные рыцари приняли Тевтонские знаки отличия.

Самые ранние Ливонские рыцари прибывали главным образом с юга Германии. Но, после соединения с Тевтонским Орденом Ливонские рыцари все более и более прибывали из областей, в которых Тевтонские рыцари имели существенное присутст-вие, преимущественно из Вестфалии. Фактически не было рыцарей из местных се-мейств, и большинство рыцарей служило на Востоке, провело несколько лет там перед возвращением в Орденские замки в Германии, Пруссии или до потери Акра в Палести-не. Только с середины четырнадцатого столетия, стало общепринято назначать магист-ра Ливонии когда правление Тевтонского Ордена, было больше улажено и служба там стала менее обременительной. Однако к середине 15 века внутри Ливонского Ордена началась борьба между сторонниками Тевтонского Ордена (т.н. Рейнская партия) и сторонниками независимости (Вестфальская партия). Когда Вестфальская партия побе-дила, Ливонский Орден практически стал независим от Тевтонского Ордена.

Магистр Salza умер после этих кампаний и был захоронен в Barletta, в Apulia; и его недолгий преемник Conrad Landgraf von Thuringen командовал рыцарями в Пруссии и умер тремя месяцами спустя после получения ужасных ран в сражении при Whalstadt (9 апреля 1241 года) после только одного года исполнения обязанностей магистра.

 

Тамплиеры

Официально этот орден назывался "Тайное рыцарство Христово и Храма Соломо-на", но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция нахо-дилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломо-на (от франц. tample - "храм"). Самих же рыцарей называли храмовниками. Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. Церковный собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и братстве, Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом.

Целью его членов было "по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников". Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т. д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисцип-лина была жёсткой: "Каждый совершенно не следует собственной воле, но более забо-тится о том, чтобы повиноваться приказывающему". Орден становится самостоятель-ной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был про-возглашён де Пейно) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популяр-ность в Европе. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает на-капливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар орде-ну своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского и анг-лийского королей, знатных сеньоров. В ИЗО г. тамплиеры уже располагают владения-ми во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. - и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не толь-ко охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обеднев-шим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела и, именно тамплие-ры первыми ввели бухарские документы и банковские чеки.

Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках.

Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых - это была одна из обязанностей ор-дена.

В XI в. тамплиерам как "храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям" была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда "вои-нам Христовым" и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д'Акр по-гребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобе-димого воинства. Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Евро-пы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских су-дей.

В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков, катаров и альби-гойцев, тамплиеры, опора Католической Церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискаци-ей земельных владений. На что Великий магистр ответил: "Пока Вы творите справед-ливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём". И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказа-лась менее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генри-ха Английского. К тому же королю было необходимо решить свои финансовые про-блемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошёл на хитрость. Он попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем за-нять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками - госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался.

Потом в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого маги-стра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Перед смертью магистр проклял короля и Папу римского: "Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!". Проклятие сбылось. Папа умер через две недели. Скорее всего их отравили храмовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, былое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христо-фор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров - белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

 

Иезуиты

Иниго де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойо-ла в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненный во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезен в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу "Жизнь Христа", и решил отправиться в Иерусалим, нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Катало-нии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, "Которого он желал все луч-ше узнавать, Которому стремился подражать и следовать". По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже про-сидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Са-ламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека, излучающего любовь и веру, собирается не-большая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают, под ру-ководством Игнатия, выполнить Духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир париж-ских студентов. Они беседуют о "божественном" и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: "знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним" и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учебы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для "всякой миссии среди верных или неверных".

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Па-рижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, посту-пают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать "по всему миру", сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встает вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Гос-подь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то "лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить".

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприят-ным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его сво-им настоятелем ("praepositus").

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. Ко дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрега-ция, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официаль-но его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растет, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участ-вуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. Это тяжелая ноша для ордена, но они вносят свой вклад в численный рост Общества и в его общественное влияние: в 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, - 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете… Многие их них пытаются помочь индийцам, с которыми бесчеловечно обращаются европейские колонизаторы. В этом же духе основаны "редукции" Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона япон-цев-христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование. В эпоху, обуре-ваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм. Про-свещение, иезуиты принимали участие во всех спорах. Но эти научные баталии, в кото-рых прославляли себя богословы, не должны заслонять от нас продолжающуюся рабо-ту по евангелизации. В XVII и XVIII веках в разных европейских странах растет число "народных миссий", целью которых было развитие христианского образования там, где население, будучи христианским, на самом деле не было катехизировано.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключен в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, оста-новлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому кли-ру. Однако, по различным причинам, Общество продолжало свое существование в не-которых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать декрет папы. То, что было предпринято Обществом на территории Российской империи, могло дальше су-ществовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Вновь началась традиционная апо-стольская работа. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях "промышленной революции" проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руково-дстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал "Etudes", основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Важной инициативой становится создание центров общественных исследований для изучения новых соци-альных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация "Народ-ное действие" (Action Populaire), для того, чтобы способствовать изменению социаль-ных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллек-тивном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследова-ниями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской сек-ции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переход-ным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании "рабочей миссии": священники работают на заводе, чтобы разделить усло-вия, в которых живут рабочие и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богосло-вие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание "Христианских источников". Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера - экуменическая деятельность. II Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследст-вии кардинал).


После Собора, Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятель-ности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгре-гация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии "служения веры", которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более спра-ведливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом счита-лось делом отдельных членов, отныне после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией носит название: "Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости".

Многократно высказывалось суждение, что вместе с исчезновением веры в Бога исчезает и уважение к человеку, что гуманизм и социальная справедливость имеют христианские корни. Но впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в сво-ем служении эти две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека и установле-ние справедливости повсюду, во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В количественном плане, послевоенный период был эпохой стремительного разви-тия. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в стра-нах "первого мира" (максимальное число было достигнуто в 1965 г. - 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции. Некоторые из провинций испытывают небывалое развитие.

 

Доминиканцы

Доминиканцы, или орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum), ос-нован св. Домиником в Тулузе, утвержден папою Гонорием III и быстро распростра-нился во Франции (здесь доминиканцы нередко назывались якобинцами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви св. Иакова), Испании и Италии.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 г., доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких иму-ществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне и в 1425 г. было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, св. Рай-мунд де Пеннафорте, издал в 1238 г. собрание его статутов. Во главе ордена стоит из-биравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 чл. - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т. е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимал-ся церковной проповедью и богословием.

Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккард, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский. При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, Д. продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из Д., заведывал высшей цензурой; папа Григорий IX передал им инкви-зицию. В эпоху наибольшего процветания орден Д. насчитывал до 150000 членов, в 45 провинциях (из них 11 вне Европы), и 12 конгрегаций, под управлением самостоятель-ных генеральных викариев.

Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дво-рах, а отчасти и от миссионерской деятельности. Теперь Д. существуют в Италии, Ис-пании, Австрии; миссии их есть в Америке и Ост-Индии. Одежда их состоит из белой рясы, с белым капюшоном; выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий фа-кел (отсюда и название их "Псы Господни"), чтобы выразить двойное назначение орде-на: охранять церковь от ереси в просвещать мир проповедью истины.

Женские Д. монастыри, числом до 300, существуют в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимаются рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и ву-алью. Знаменитейшая из сестер этого ордена - св. Екатерина Сиенская. Д. орден имеет ещё и третью ветвь. Сам Доминик основал, под именем "Милиции Иисуса Христа", союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственно-му совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами "Покая-ния св. Доминика". Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содейст-вуют целям ордена.

 

Августинский орден

Августинский орден - последний большой нищенствующий орден католической церкви, ведет свое начало от св. Августина.

Последний, после своего крещения, с несколькими единомышленниками образовал в местности Тагасты (388) духовную общину, достигшую по причине всеобщего ува-жения к её основателю, большого процветания. Правилом для неё сначала служило лишь Евангелие, позднее же стали пользоваться некоторыми указаниями, данными Ав-густином в своих двух речах "De moribus clericorum" и в 2 посланиях к монахиням в Гиппоне (423).

Впоследствии в Италии, по её образцу, образовались ещё другие общины, напр. Иоаннбониты, Тосканские эремиты, Бритинианцы и друг. Все они были объединены папой Иннокентием IV под общим именем Августинского ордена и 17 января 1244 г. получили так назыв. "Правило св. Августина", происхождение которого неизвестно. При Александре IV в 1256 г. был избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии, орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В 1580 г. его устав был расширен: во главе ордена стоит генерал-приор, живущий в Риме, ему помогают влиятельные дефиниторы (советники), каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового.

Устав не строгий, но кроме обыкновенных постов предписываются ещё особенные. Одежда Августинцев состоит из белого шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы с длинными широкими рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V при-числил Августинцев (1567 г.) к 4 нищенствующим орденам (Доминиканцы, Франци-сканцы, Кармелиты и Августинцы). В XIV столетии, с ослаблением первоначальной строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, между прочим, и Саксонская (1493), к которой принадлежали Штаупитц и Лютер. Thomas de Iesus в Португалии (умер в 1582) основал орден босоногих Августинцев, отличавшийся стро-гостью правил и постов и получивший от Григория XV в 1622 г. особенное устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам и т. д. Мо-нахини Август. ордена собирались ещё в Гиппоне вокруг сестры св. Августина, Перпе-туи. Александр III в 1177 г. основал в Венеции монастырь этого ордена и первой на-стоятельницей его была дочь императора Фридриха I, Юлия.

В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI ст., Августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчиты-вал около 2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла реформация, то многие Августинцы в Германии примкнули к ней, тем не менее в XVIII столетии ещё существовали 42 провинции, не считая конгрегаций и викариатов в Индии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти уничтожен, в Австро-Венгрии же и Италии сильно ограничен.

 

Францисканский орден

История возникновения

История Францисканского ордена начинается с момента устного утверждения Ус-тава Папой св. Иннокентием III в 1209 г. Письменное утверждение Ордена было со-вершено в 1223 г. Папой Гонорием III. В год смерти св. Франциска (1226) община на-считывала уже около десяти тысяч человек.

После кончины в 1232 г. возглавлявшего Орден Иоанна Паренти, генералом Орде-на стал Илия Кортонский, ученик и сотрудник Франциска, пользовался большим авто-ритетом среди братьев, а его обширные связи позволили ему значительно укрепить по-ложение францисканской общины. Будучи выдающимся организатором, он создал стройную систему управления Орденом, разделив его на провинции; организовал францисканские школы; развернул широкое строительство монастырей и храмов, в том числе приступил к возведению величественной готической базилики во имя святого в Ассизи.

Уже в это время в Ордене четко обозначились два течения, по-разному понимав-шие заветы Франциска, а главное - его отношение к бедности и к строгости соблюдения Устава. Внутренняя борьба этих течений, хотя и не раз омрачавшая жизнь францискан-ской общины, не была препятствием для исполнения их апостольства. Она принципи-ально отличалась от царящей в этом мире борьбы за власть и богатство, ибо это была борьба за совершенную бедность: нищие монахи все время казались себе недостаточно бедными.

В середине XIII в. положение осложнилось еще двумя обстоятельствами: распро-странением среди братьев апокалиптического учения Иоахима Флорского и отношени-ем к науке и образованию. Эти проблемы были разрешены седьмым преемником св. Франциска - св. Бонавентурой, который по праву считается сооснователем Ордена.

В 1260 г. в Нарбонне св. Бонавентура провел свой первый генеральный капитул, на котором были приняты очень важные для Ордена решения, во многом предопределив-шие его дальнейшее развитие и получившие название "Нарбоннской конституции".

Во-первых, было осуждено чрезмерное увлечение бедностью (т.н. "zelanti"), на-чавшей в сознании некоторых заменять все другие добродетели; во-вторых, было под-держано развитие больших монастырских общин - "conventum", которые изымались из-под власти епископа, в епархии которого они находились. В-третьих, подчеркивалась необходимость обучения монахов и организации школ и кафедр в университетах. Од-нако, не все братья разделяли взгляды св. Бонавентуры и не все приняли "Нарбоннскую конституцию". Стремление к абсолютной бедности вскоре вылилось в движение "спи-ритуалов", которые в своем радикализме полностью отошли от Церкви и были отлуче-ны в 1329 г. папой Иоанном XXII.

По отношению к науке и образованию, несмотря на весьма распространенное сре-ди братьев мнение о совершенной никчемности учения для восхождения к святости, св. Бонавентура занял также твердую позицию. Он осознавал, что обучение необходимо для братьев, работающих в различных сферах апостольской деятельности, и таким об-разом наука заняла важную роль в жизни францисканца.

Благодаря этому, в XIII-XIV вв. Орден дал миру таких ученых и мыслителей как Александр Гэльский, св. Бонавентура, бл. Иоанн Дунс Скот, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Иоанн Пэккам, Петр Оливи, Ричард Мидльтон, Раймонд Луллий, Уильям Оккам.

Уже с середины XIII в. францисканцы взошли на кафедры славнейших универси-тетов. Ни один курс истории философии или истории науки не обходится без упомина-ния их имен. Но нельзя не отметить их влияния и на литературу, прежде всего на по-эзию. Св. Франциск сам был поэтом, а его "Гимн Солнцу" является первым стихотво-рением на итальянском языке. Стихи францисканца Раймунда Луллия положили начало каталонской поэзии, а творчество брата Якопоне да Тоди (ок. 1230-1306 гг.) стало исто-ком творчества великого Данте. Поэт преимущественно трагический, брат Якопоне яв-ляется автором известнейшего гимна "Stabat Mater" (русский перевод которого сделал Эллис), с необычайной силой передавшего драму Голгофы.

Монахи-францисканцы, выступая с кафедр университетов, не забывали и о пропо-веди среди простого народа. Особую известность на этом поприще получили св. Анто-ний Падуанский (1195 - 1231 гг.) и св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220-1272 гг.), своими пламенными речами собиравшие тысячи слушателей.

Проповедуя крещеным, францисканцы шли и в те земли, где не слышали или не принимали слов Евангелия. Первые миссионеры отправились на подвиг еще при жизни св. Франциска в 1217 г. Первые братья, прибывшие в Марокко, открыли длинный спи-сок францисканцев, засвидетельствовавших о Христе своей мученической смертью. Именно францисканцы положили начало мирного крестового похода в страны нехри-стианских религий.

Во главе первого посольства, отправленного папой Иннокентием IV в 1245 г. в глубь Азии ко двору монгольских ханов, стоял один из сподвижников св. Франциска - Джованни Плано Карпини (1182-1252 гг.). Спустя восемь лет, в 1253г., к монгольским ханам отправились двое других францисканцев - Гильом Рубрук (между 1215 и 1220 - 1293 гг.) и Бартоломей из Кремоны.

В конце XIII в. францисканцы начали проповедовать в Боснии, Сербии, Болгарии, Литве, на Руси, в Крыму, Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии, в Китае и Тибете. В этих трудных и опасных походах многие францисканцы за-канчивают свою жизнь мученичеством.

История Францисканского ордена начинается с момента устного утверждения Ус-тава Папой св. Иннокентием III в 1209 г. Письменное утверждение Ордена было со-вершено в 1223 г. Папой Гонорием III. В год смерти св. Франциска (1226) община на-считывала уже около десяти тысяч человек.

После кончины в 1232 г. возглавлявшего Орден Иоанна Паренти, генералом Орде-на стал Илия Кортонский, ученик и сотрудник Франциска, пользовался большим авто-ритетом среди братьев, а его обширные связи позволили ему значительно укрепить по-ложение францисканской общины. Будучи выдающимся организатором, он создал стройную систему управления Орденом, разделив его на провинции; организовал францисканские школы; развернул широкое строительство монастырей и храмов, в том числе приступил к возведению величественной готической базилики во имя святого в Ассизи.

Уже в это время в Ордене четко обозначились два течения, по-разному понимав-шие заветы Франциска, а главное - его отношение к бедности и к строгости соблюдения Устава. Внутренняя борьба этих течений, хотя и не раз омрачавшая жизнь францискан-ской общины, не была препятствием для исполнения их апостольства. Она принципи-ально отличалась от царящей в этом мире борьбы за власть и богатство, ибо это была борьба за совершенную бедность: нищие монахи все время казались себе недостаточно бедными.

В середине XIII в. положение осложнилось еще двумя обстоятельствами: распро-странением среди братьев апокалиптического учения Иоахима Флорского и отношени-ем к науке и образованию. Эти проблемы были разрешены седьмым преемником св. Франциска - св. Бонавентурой, который по праву считается сооснователем Ордена.

В 1260 г. в Нарбонне св. Бонавентура провел свой первый генеральный капитул, на котором были приняты очень важные для Ордена решения, во многом предопределив-шие его дальнейшее развитие и получившие название "Нарбоннской конституции".

Во-первых, было осуждено чрезмерное увлечение бедностью (т.н. "zelanti"), на-чавшей в сознании некоторых заменять все другие добродетели; во-вторых, было под-держано развитие больших монастырских общин - "conventum", которые изымались из-под власти епископа, в епархии которого они находились. В-третьих, подчеркивалась необходимость обучения монахов и организации школ и кафедр в университетах. Од-нако, не все братья разделяли взгляды св. Бонавентуры и не все приняли "Нарбоннскую конституцию". Стремление к абсолютной бедности вскоре вылилось в движение "спи-ритуалов", которые в своем радикализме полностью отошли от Церкви и были отлуче-ны в 1329 г. папой Иоанном XXII.

По отношению к науке и образованию, несмотря на весьма распространенное сре-ди братьев мнение о совершенной никчемности учения для восхождения к святости, св. Бонавентура занял также твердую позицию. Он осознавал, что обучение необходимо для братьев, работающих в различных сферах апостольской деятельности, и таким об-разом наука заняла важную роль в жизни францисканца.

Благодаря этому, в XIII-XIV вв. Орден дал миру таких ученых и мыслителей как Александр Гэльский, св. Бонавентура, бл. Иоанн Дунс Скот, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Иоанн Пэккам, Петр Оливи, Ричард Мидльтон, Раймонд Луллий, Уильям Оккам.

Уже с середины XIII в. францисканцы взошли на кафедры славнейших универси-тетов. Ни один курс истории философии или истории науки не обходится без упомина-ния их имен. Но нельзя не отметить их влияния и на литературу, прежде всего на по-эзию. Св. Франциск сам был поэтом, а его "Гимн Солнцу" является первым стихотво-рением на итальянском языке. Стихи францисканца Раймунда Луллия положили начало каталонской поэзии, а творчество брата Якопоне да Тоди (ок. 1230-1306 гг.) стало исто-ком творчества великого Данте. Поэт преимущественно трагический, брат Якопоне яв-ляется автором известнейшего гимна "Stabat Mater" (русский перевод которого сделал Эллис), с необычайной силой передавшего драму Голгофы.

Монахи-францисканцы, выступая с кафедр университетов, не забывали и о пропо-веди среди простого народа. Особую известность на этом поприще получили св. Анто-ний Падуанский (1195 - 1231 гг.) и св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220-1272 гг.), своими пламенными речами собиравшие тысячи слушателей.

Проповедуя крещеным, францисканцы шли и в те земли, где не слышали или не принимали слов Евангелия. Первые миссионеры отправились на подвиг еще при жизни св. Франциска в 1217 г. Первые братья, прибывшие в Марокко, открыли длинный спи-сок францисканцев, засвидетельствовавших о Христе своей мученической смертью. Именно францисканцы положили начало мирного крестового похода в страны нехри-стианских религий.

Во главе первого посольства, отправленного папой Иннокентием IV в 1245 г. в глубь Азии ко двору монгольских ханов, стоял один из сподвижников св. Франциска - Джованни Плано Карпини (1182-1252 гг.). Спустя восемь лет, в 1253г., к монгольским ханам отправились двое других францисканцев - Гильом Рубрук (между 1215 и 1220 - 1293 гг.) и Бартоломей из Кремоны.

В конце XIII в. францисканцы начали проповедовать в Боснии, Сербии, Болгарии, Литве, на Руси, в Крыму, Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии, в Китае и Тибете. В этих трудных и опасных походах многие францисканцы за-канчивают свою жизнь мученичеством.

Разделение ордена

Уже в первые десятилетия существования Ордена в нем наметились два течения, связанные с различной интерпретацией духовного наследия св. Франциска, особенно его Устава. Течение, называемое конвентуальным, пользовалось папскими привиле-гиями, смягчающими требования Устава относительно бедности. Представители обсер-вантского направления стремились соблюдать Устав дословно, и из папских интерпре-таций принимали только две: данные Николаем III в 1279 г. и Климентом V в 1312 г.

Движение обсервантов родилось в середине XIV в. одновременно и в Италии, Ис-пании, Португалии и Франции как реакция на "гипертрофированный конвентуализм" и несоблюдение Устава. Первоначальной своей целью оно считало привести Орден к ре-форме примером более строгой жизни. Движение быстро развивалось: открывались об-сервантские монастыри, объединявшиеся затем в провинции. В 1388 г. у обсервантов появился собственный настоятель, получивший статус викария Ордена. С тех пор об-серванты созывали собственные капитулы, а в генеральных капитулах Ордена участво-вали только в исключительных случаях (напр., в Падуе в 1443 г.).

Благосклонно настроенный к обсервантам Папа Евгений IV передал им ряд кон-вентуальных монастырей, в том числе Кустодию Святой Земли (в 1434 г.) и монастырь на горе Верне (в 1441 г.). В 1446 г. специальной буллой "Ut sancta Ordinis Minorum religio" он предоставил обсервантам полную автономию, сохранив за генеральными на-стоятелями Ордена лишь почетное первенство. При этом был разрешен свободный пе-реход конвентуалов к обсервантам, и одновременно под угрозой анафемы запрещен пе-реход обсервантов к конвентуалам. В1447 г., также под угрозой анафемы, Папа пред-писал обсервантским монастырям в Испании, Франции и Германии, оставшимся под юрисдикцией конвентуалов, перейти под власть обсервантского викария.

Булла вызвала открытый протест конвентуалов, которые после смерти Папы Евге-ния IV настояли на снятии запрета на переход к ним обсервантов, однако не сумели до-биться у Папы Николая V полной отмены документа. Отменил его, желая положить ко-нец конфликту, Папа Каллист III в 1456 г., одновременно объявив об объединении Ор-дена на принципе компромисса. Однако такой выход не устроил ни одну из сторон, и в 1458 г. Папа Пий II возобновил действие буллы Евгения IV.

Обсерванты активно развивали свою деятельность благодаря благосклонности многих епископов и правителей. Часто городские власти принуждали конвентуалов по-кидать монастыри, а на их место приглашали обсервантов.

Генерал Ордена Эгидий Дельфини (1500-06) предпринял еще одну попытку объе-динения Ордена путем проведения реформы конвентуалов. Его усилия поддержал Папа Юлий II, однако отвергли обсерванты, уже не желавшие объединяться.

Между конвентуалами и обсервантами продолжала расти неприязнь, подпитывае-мая постоянными памфлетами с обеих сторон, что рождало явный соблазн для Церкви и всего общества. В связи с этим император Максимилиан I, а также короли Франции, Испании, Англии, Дании, Швеции, Норвегии и Польши обратились к Папе с просьбой выделить обсервантов в отдельный Орден.

В 1517 г. Папа Лев Х созвал так называемый capitulum generalissimum с участием представителей обоих францисканских направлений и других менее организованных групп и течений. Результатом капитула стала изданная 29 мая 1517 г. булла "Ite vos", подводившая черту: Орден был разделен, ревнители строгого соблюдения Устава и со-вершенной бедности получили свою организованную структуру, возглавляемую собст-венным генералом.

Таким образом появились Братья Меньшие Обсерванты и Братья Меньшие Кон-вентуальные. Общее название францисканцев сохранилось за обеими ветвями единого прежде Ордена.

Эпоха Реформации

Первым генеральным Министром Братьев Меньших Конвентуальных после офи-циального разделения Францисканского Ордена был избран в 1517 г. о. Антоний Мар-челло - 44-ый преемник св. Франциска. В то время община насчитывала около 30 тысяч братьев, живущих в более чем 1200 монастырях, объединенных в 34 провинции.

Официальное разделение Ордена не положило полностью конец ни противостоя-нию среди францисканцев, ни неприязненному отношению к конвентуалам правителей некоторых государств. В результате в течение нескольких десятилетий прекратило свое существование несколько провинций Ордена Францисканцев - Братьев Меньших Кон-вентуальных: Португальская, четыре Испанские, три Французские, - а также многочис-ленные монастыри в Люксембурге, Бельгии и Фландрии.

Несмотря на все эти внутренние коллизии, перед лицом поглощавшего Европу протестантизма францисканцы сохранили верность Риму и единым фронтом отважно выступили в защиту Католической Церкви. И, конечно же, эта борьба вела меньших братьев в темницы, а подчас и к мученической смерти. В Англии францисканцев чет-вертовали и сжигали на вилах на медленном огне, в Нидерландах вешали, повсюду вы-смеивали и писали памфлеты, но они не сдавались, выступали с кафедр и проповедова-ли на городских площадях.

Сложившаяся ситуация заметно ослабила Орден, который потерял четыре провин-ции в Германии, а также провинции в Англии, Ирландии, Шотландии, Дании и сканди-навских странах.

Не менее печальные последствия имела экспансия Ислама, в результате которой было уничтожено большинство францисканских монастырей в Греции, на Кипре, в Ру-мынии и Святой Земле.

Вместе с тем, с открытием Нового Света перед францисканцами открылись и но-вые горизонты миссионерства. Их миссии распространились по всей Америке: в Мек-сике, Перу, Эквадоре, Чили, Парагвае.

Меньшие братья, как могли, пытались охранять и спасать местных жителей от алч-ности и насилия колонизаторов, строили для них церкви, больницы и школы. Когда на них изливался гнев индейцев за жестокости конквистадоров и их преследовали,- они прощали, когда их изгоняли,- они возвращались, когда их предавали мученической смерти,- они оставляли о себе память, которая давала жизнь новым поколениям хри-стиан. Францисканцы были первыми исследователями ацтекских древностей, а книга Бернардина. из Сахагуна "Всеобщая история о делах Новой Испании" стала первой всеобъемлющей энциклопедией культуры этой древней цивилизации.

Францисканцы не оставляли миссионерской деятельности и на Востоке. Группа францисканцев начала проповедовать в Японии, а в 1587 г. в Нагасаки все они, вместе с монахами других орденов, приняли мученическую кончину. Большим успехом увенча-лась миссия на Филиппинах, где францисканцы смогли создать коллегиумы и больни-цы для прокаженных.

В конце этой трудной переходной эпохи на Престол св. апостола Петра взошел конвентуальный францисканец Феликс Перетти, принявший имя Сикста V (понтификат 24.IV.1585 г. - 27.VIII.1590 г.). Это был третий папа из францисканцев после Николая IV (22.II.1288г. - 4.IV.1292 г.), преемника св. Бонавентуры в служении генералом Орде-на, и Сикста IV (9.VIII.1471 г. - 12.VIII.1484 г.), знаменитого богослова, автора тракта-тов о Крови Христа и Непорочном Зачатии.

Суровый аскет, он стал не менее суровым правителем, который не на словах, а на деле начал настоящую войну против преступности, был непреклонен и не взирал на лица. Сикст V был настоящим государственным деятелем: занимался развитием про-мышленности, открывал шелковые и шерстяные мануфактуры, отменяя обременитель-ные пошлины и привлекая этим купцов, способствовал оживлению торговли.

Сильно увеличив налоги, он в то же время резко ограничил расходы папского дво-ра, ибо и в роскошном дворце он жил как бедный францисканский монах, а все средст-ва направлял на широкомасштабные строительные и реставрационные работы. Он про-вел большой водопровод, названный по его имени "Аква феличе", воздвиг монумен-тальный обелиск на площади св. Петра, расширил Ватиканскую библиотеку, для кото-рой построил великолепное здание, открыл типографию. В Фермо он основал универ-ситет, а в Риме, будучи ревностным почитателем философии Серафического Доктора, создал Коллегиум св. Бонавентуры, предназначенный для обучения молодых франци-сканцев. Он мечтал превратить Папскую область в идеальное государство, а Рим - в прекраснейший из городов, и этому была посвящена вся его неутомимая деятельность на протяжении пяти лет понтификата.

К концу XVI в. Орден насчитывал 25 провинций и 4 миссионерских викариата, около 1000 монастырей и более 20 тысяч братьев.