Поиск по украинским ролевым сайтам

 Статьи
История

Рубаха - ведущий элемент русского народного костюма

История костюма X-XIII в.

Мы говорим о истории костюма, а что означает одежда вообще? Как называли древние славяне "одежду вообще"?
Рубаха (сорочка, исподка, подноска) - древнейший, ведущий элемент русского народного костюма. Уже в VI в. в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды А были ли у рубахи предки?

Слово "рубаха", по всей видимости, происходит от слова "руб", которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.
Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою "взрослость", т.е. надо было выдержать определенное испытание.

Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из 2-х полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани - ПОЛИКАМИ.
Ёти полики, по мнению исследователей, заменили собой плечевые пряжки, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнище ткани крепились на фигуре. Ткань по краям образовавшегося при этом отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки.
Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали, становясь частью самих рукавов. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов.
Но в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя.
Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

А порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в "покоснице" с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в "пожнивную" рубаху.

В народном костюме, как правило большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием.
Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах.

Отделка рубахи

Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.
Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, котрым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов.

Обрядовые женские рубахи

В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с очень длинными рукавами, называемую "убивальницей". В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме.
Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила.

Предки рубахи

Повседневной домашней одеждой древнему римлянину служила рубахоподобная туника из шерсти или льна. Сшитая из 2-х полотнищ, туника закрывала оба плеча, надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук, но потом у нее появились короткие рукава.
Вся античная одежда была лишена воротников. В 10 веке появились первые признаки превращения туники в рубаху.

Применяемые ткани для пошива рубахи

Самым распространенным материалом для пошива рубах и по сей день остается льняное полотно. В древнерусском языке существовали два термина для обозначения основного материала: ХЛАСТ (или ХОЛСТ, ТЬЛСТИНА) - небеленая ткань и ПЛАТНО - выбеленное полотно.
Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.

Как древние славяне называли "одежду" вообще?

Когда мы теперь произносим слово ОДЕЖА - это звучит как просторечие. Тем не менее в Древней Руси именно ОДЕЖА употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин ОДЕЖДА.
Слово ОДЕЯНИЕ, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении "одежда вообще". Действительно, давайте вслушаемся: ОДЕЯНИЕ - то, что одевает.
Употреблялся и близкий вариант - ОДЕНИЕ.
В начале посева из всей деревни выбирался красивый, крепкий, благочестивый мужчина. Он одевался в новую льняную рубаху, расшитую растительными узорами, и начинал посев льна. Если же предстояло сеять коноплю, то обязательной принадлежностью его костюма считались еще и "посконные" рубахи, то есть из конопляного полотна.

Предки рубахи

Одежда древних египтян состояла из 2-х кусков ткани. Из них сооружали нечто вроде туники с вырезом на груди.
К наиболее древним предкам рубахи можно отнести ХИТОН. Он имел вид рубахи. Хитон древним грекам служил такой же одеждой, как наш костюм (только одевали его на голое тело).
На плечах хитон застегивался фибулами (застежками), нередко одно плечо оставляли открытым. Хитоны иногда по бокам сшивались до талии или бедер.

Отделка мужских рубах

Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями, У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами.
В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда - от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские сорочки служили первыми пеленками.

Инициация

Ученые называют это иницыацией - т.е. обновлением. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную.
Юноша должен был вытерпеть жестокую боль (например, принимая татуировку или клеймо со знаками своего рода или племени, полноправным членом которого он становится отныне).
Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель - подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли.